Личный кабинет Регистрация
Единый информационный номер
в Тюменской области
phone.png
8-800-700-86-72
в Курганской области
phone.png
8-800-700-40-50
Телефон доверия
phone.png
+7(3452)53-61-00

Новости

Интерфакс-Урал: Директор ОАО "СУЭНКО" К.Фрумкин: "Одна из наших основных задач - довести работу сетей до максимально-возможного автоматического режима"

10.06.2011

- Константин Игоревич, какой объем инвестиций компания планирует направить в развитие в 2011 году, каковы источники финансирования?

- Инвестиционная программа ОАО "СУЭНКО" на 2011 год запланирована в объеме 872 млн рублей. Основной источник финансирования - это регулируемый тариф на передачу электрической энергии. В этом году мы планируем также привлечь порядка 200 млн рублей заемных средств.

Сомнений, в том, что банки будут финансировать нашу инвестиционную программу, нет. Более того, мы даже имеем возможность выбирать наиболее выгодные условия. Мы являемся субъектом естественной монополии, поэтому выбор банка-партнера осуществляется на конкурсной основе. Несколько банков уже выразили желание участвовать в финансировании проектов.

Думаю, такая активность со стороны банковских структур связана с тем, что сетевые предприятия являются хорошими заемщиками, способными обеспечить кредит, имеющими стабильную выручку, позволяющую этот кредит вернуть.

- Какие направления в инвестпрограмме являются приоритетными для компании? Назовите наиболее крупные по финансовым вложениям объекты.

- Самая большая часть инвестпрограммы - развитие и реконструкция электрических сетей, новое строительство, призванное обеспечить выдачу электроэнергии вновь присоединенным потребителям.

Второй большой блок - это учет электроэнергии, создание автоматизированной системы, обеспечение коммуникаций между различными подразделениями и филиалами.

Третий блок - развитие собственно производственной базы предприятия - сюда относится приобретение новой техники, реконструкция существующих производственных фондов - все, что направлено на повышение качества и надежности работы.

- Как Вы оцениваете состояние сетевого хозяйства Тюменской области?

- Если оценивать сетевое хозяйство городов Тюменской области и в абсолютном выражении, и в сравнении с сетевыми хозяйствами других регионов страны, то у нас ситуация достаточно неплохая. Мы находимся выше среднего уровня по стране по качеству и надежности разводящих сетей. Более того, мы обеспечены средствами и технологиями для развития энергохозяйства.

Такой показатель, как износ основных средств, за последние несколько лет по сетям СУЭНКО сократился на 25-30%. Это достаточно хорошая цифра. И я думаю, в ближайшие 2-3 года мы выйдем на нормативный износ. Тогда я смогу вам честно сказать - у нас с сетями все хорошо. При этом необходимо отметить, что остаются еще проблемы с разводящими сетями, питающими частный сектор в районах старой одноэтажной застройки, где исторически никто сетями не занимался, особенно много вопросов возникает по сетям 0,4 кВт. Например, дома в подгорной части Тобольска, на окраинах Тюмени. Это районы предполагаемого сноса, но поскольку дома пока стоят, мы обязаны осуществлять ремонт и обслуживание существующих сетей.

Необходимо отметить, что в части развития энергоснабжения территорий, на которых запланирован снос ветхого и строительство нового жилья, мы плотно сотрудничаем с городскими властями. Стараемся свои действия максимально скоординировать, чтобы не строить сначала сети для существующей деревни, а потом все перестраивать под новый микрорайон.

- Сколько в этом году планируется построить и реконструировать линий электропередачи?

- В этом году в области запланировано новое строительство и реконструкция порядка 35 км кабельных и воздушных линий электропередачи. Дополнительно к этой цифре добавится еще 15-20 км линий для вновь присоединяемых объектов, в том случае, если застройщики-заявители выдержат графики и введут свои объекты в этом году. В плане на строительство и реконструкцию на 2011 год стоит 20 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов, кроме того, к моменту, когда мы будем подводить итоги, к этому количеству добавятся около 10 объектов, построенных в результате технологического присоединения потребителей.

- Год назад компания перешла на систему RAB-регулирования. Есть ли результаты от нового метода формирования тарифа?

- СУЭНКО на системе RAB-регулирования находится всего второй год, рано давать какие-то четкие оценки. Единственное, что можно на сегодняшний день сказать, - данный метод разочарования нам не принес. Он выполняет свою главную функцию - фиксирует долгосрочный план развития сетевого предприятия, позволяет планировать работу сети на несколько лет вперед.

При традиционном способе регулирования все планы работ верстались на один год. При этом нормативный срок строительства некоторых объектов - два года и выше. Очень тяжело было планировать. Банки всегда задавали вопросы: как мы вам можем давать долгосрочный кредит на 5 лет, когда вы показываете свое тарифное меню на 1 год.

- То есть RAB-регулирование упростило взаимоотношения с банками?

- Да, RAB-регулирование решило, в том числе, и этот вопрос. Банки видят решение регулирующего органа, в котором на несколько лет расписаны экономические показатели предприятия. Когда государство закладывает деньги на возврат кредита, у банка не остается сомнений в том, что кредит будет возвращен.

Соответственно, и мы можем планировать на несколько лет вперед свои технологические, кредитные, трудовые ресурсы. В этом году мы планируем подать заявку и перейти на регулирование с периодом 5 лет. Сегодня законодательство уже позволяет это сделать. Более того, в России уже ведутся разговоры о том, что можно было бы установить максимальный срок регулирования - 7 лет.

Естественно, чем больший срок регулирования, тем выше инвестиционная привлекательность предприятия и отрасли в целом, а значит, больше средств возможно привлечь на развитие энергосистемы. Это, безусловно, положительно скажется на качестве энергоснабжения и уровне обслуживания конечного потребителя.

- Какая еще выгода в долгосрочном планировании для потребителя?

- RAB-регулирование при таком долгосрочном периоде позволяет заранее спланировать строительство подводящих сетей под крупные объекты или микрорайоны.

Например, есть проект строительства микрорайона, период строительства этого объекта достаточно длинный - 2-3 года минимум. А в наших условиях, если реально смотреть на вещи, года четыре проходит от принятия решения до момента, когда первые жильцы начинают заселяться. Планируя инвестиционную программу на три или на пять лет, мы имеем возможность заложить в эту программу строительство сетей и объектов, полностью обеспечивающих потребности будущего района, предусмотреть возможности для его развития. Совместив свои планы с планами застройщика - в течение двух-трех лет, пока будет строиться этот микрорайон, - мы спокойно выполним нашу инвестпрограмму. Для самого потребителя, покупающего квартиру, это пройдет практически не заметно.

Более того, такой подход позволит снизить темп роста цены на квадратный метр, так как строительство электросетевых объектов, утвержденное в рамках инвестиционной программы, финансируется из тарифа, застройщики в этом случае платят минимальные средства для подключения объекта к сетям.

- Вы внедрили автоматизированную систему учета электроэнергии в Тобольске. Планируется ли внедрить подобную систему в других городах?

- В прошлом году мы закончили основную часть работ по созданию системы автоматического учета в Тобольске. В конце года был получен сертификат на измерительный комплекс коммерческого учета.

Сегодня мы продолжаем внедрение автоматизированной системы учета в Тюмени, здесь мы начали работы в начале прошлого года и планируем завершить программу в 2012 году. Параллельно начинаем установку приборов учета в остальных городах присутствия компании - Ишиме, Заводоуковске, Ялуторовске.

- Что дает использование автоматизированной системы учета?

- Благодаря системе автоматизированного учета мы имеем возможность сформировать наиболее полный баланс потребления электрической энергии, можем определить, сколько электрической энергии было принято в нашу сеть и сколько выдано из сети в энергопринимающие устройства потребителей. Мы оперативно определяем участки, на которых происходят потери электроэнергии, и устраняем эти потери локализовано, затрачивая на это меньшее количество ресурсов. Например, по Тобольску даже за те два года, пока шло внедрение этой системы, произошло сокращение потерь электроэнергии на 2,3% от общего количества переданной электроэнергии. Это достаточно большая цифра.

- Сталкиваетесь ли вы с проблемами при внедрении системы учета?

- Проблемы есть. Первая из них - соблюдение оптимального соотношения между технологическим совершенством применяемой технологией и ее стоимостью. Надо понимать, что применяемые системы не являются новыми, применяются давно как в России, так и в мире. Наша задача - внедрить их не за фантастические деньги, а чтобы затраты окупались.

Вторая большая проблема - юридическая. Законодательство еще только формируется. До появления Закона об энергоэффективности вообще не была законодательно закреплена обязанность потребителя устанавливать прибор учета. Сейчас закон существует, но еще мало кто исполнил его требования, хотя срок установки приборов учета заканчивается.

С одной стороны, есть уверенность, что законодательство в этом направлении будет развиваться дальше и это способствует установлению более прозрачных отношений с потребителями. С другой стороны, если принять во внимание количество законодательных изменений, вступающих в силу в течение года, то необходимо признать, что даже нам, специалистам, тяжело перестраиваться под вновь применяемые нормы. Потребителю еще сложнее.

Это накладывает на нас, в том числе, задачи просветительские. Мы стараемся разъяснять нашим клиентам, какие нормы необходимо соблюдать, чтобы продолжать оставаться добросовестным потребителем электроэнергии.

- Население не спешит переходить на автоматизированную систему учета?

- С населением сложнее. К примеру, мы экспериментально за свой счет обвязали один жилой дом в Тюмени автоматической системой учета, чтобы получить баланс, опробовать систему. Сегодня в некоторых квартирах счетчики, которые мы поставили, уже заменены. Объяснить технологический или экономический смысл этого действия невозможно, почему человек взял и заменил счетчик, который ему поставлен - видимо дело в психологии. Опять же здесь существует законодательный пробел, нигде в мире нельзя просто прийти и поменять счетчик без согласования с организацией, у которой ты покупаешь электроэнергию или к сетям которой ты присоединен.

- Какие еще энергосберегающие технологии внедряются в СУЭНКО?

- По сути своей деятельности все российские энергокомпании занимались этими вопросами еще до выхода закона об энергосбережении, один из наших ключевых показателей - это потери электроэнергии в сетях.

С 2004 года существует нормативная база для расчетов этих потерь, каждая сетевая компания производит расчет режимов работы, расчеты потерь и утверждает эти цифры в министерстве энергетики. Достаточно серьезная, хорошо отработанная на сегодняшний день процедура. Сказать, что мы внедрили что-то новое за последние два года нельзя, и не потому, что мы не внедряем, а потому, что сегодняшние мероприятия - это логическое продолжение работы начатой задолго до вступления в силу вышеупомянутого закона.

Для сетевых предприятий основной мерой, направленной на повышение эффективности сетей, является создание системы учета, поскольку нельзя экономить, когда не знаешь, сколько потратил. По сути для нас - это система внутреннего энергоаудита, только не разового, а ежедневного и ежечасного.

Далее, если бы мы с вами рассматривали обыкновенного потребителя, мы бы говорили о выполнении комплекса мероприятий, позволяющих снизить потери и использовать энергию с большей эффективностью. В разрезе сетевой компании такой комплекс состоит из плановой замены и реконструкции кабельных линий, замены "голых" проводов на провода с изоляцией, замены трансформаторов и так далее.

Большое внимание уделяется развитию информационных и коммуникационных технологий. Предприятие разбросано по всей территории Тюменской области и затраты на коммуникацию в традиционном режиме достаточно высоки. Обеспечение современными каналами связи ведет к экономии, от этого в конечном итоге также выигрывают потребители. Одна из наших основных задач - довести работу сетей до максимально-возможного автоматического режима.